Администрация МО Нолинское городское поселение
Нолинский район Кировская область

История

История села Ноли, впоследствии города Нолинска, начинается с 1647 года, когда Вятский Успенский Трифонов монастырь получает земли «за Кырмыжем, за Суной и по Лудяне». 15 сентября 1650 года по царской грамоте переписчик воевода Соковнин отдает на оброк Успенскому монастырю «все раменья по Суне, по Лудяне и за рекой Кырмыжки». Получив огромные земельные владения, расторопные Успенские старцы в 1651 году ставят Архангельский погост на Кырчане, а 20 июня 1653 года закладывают Никольский погост на Ноли. В дозорной книге воеводы Соковнина от 18 января 1668 года Никольский погост значится уже существующим отстроенным погостом со съезжей избой, хлебными амбарами и монастырским двором. На погосте живет поселенский старец. Все постройки на погосте, включая церковь Николая Чудотворца, были деревянные. Богатый Успенский монастырь с целью поднятия престижа своих сел, начинает вести каменное строительство. В 1714 году дано разрешение вести заготовку материала для строительства каменной церкви, а в июне 1718 года «начаты рвы копати» под каменный холодный храм. К тому времени Никольский погост становится селом Ноли (согласно переписи 1717 года). Село стояло на границе Вятской епархии с Казанской. За рекой Воей села Вома – Рождественское, Кырчаны – Архангельское и другие принадлежали уже Казанской епархии.

            В 1722 году каменная кладка холодного Николаевского храма была закончена, а в 1725 году храм был освящен, и в нем начались службы.

            В 1739 году закончено строительство каменной теплой придельной Покровской церкви, но каменной колокольни еще не было, колокола висели около старой деревянной церкви на столбах, там и звонили. 29 октября 1742 года выборные крестьяне Василий Тарараев и Михайло Буров подали письменное объявление Нолинского села Николаевской церкви от попа Аристарха Иванова до церковного старосты Андрея Калинина приговор о закладке при той Николаевской церкви и о строении каменной колокольни вместо ветхой деревянной на столбах. Строительство каменной колокольни закончено в 1741 (?) году.

            В 1780 году при утверждении Вятского наместничества, по указу Екатерины II село Никольское было переименовано в Нолинск и получило статус города, центра Нолинского уезда. В год своего рождения Нолинск насчитывал всего 113 крестьянских изб, одну каменную церковь, деревянную часовню, три трактира, два винокуренных завода и несколько ремесленных мастерских.

            В 1781 году 28 мая был утвержден герб г. Нолинска. В верхней части герб губернского города, а в нижней части в голубом небе летящий лебедь. «Эти птицы, не останавливаясь в окрестностях сего города, мимо пролетают», - такое объяснение было дано содержанию герба. Это случайное появление благородной птицы в гербе города связано с курьезной историей. Сначала художник, не придумав ничего лучшего, изобразил на гербе… два ноля, но так как этот рисунок оказался не совсем удобным и не был утвержден, то художник убрал ноли и взамен их изобразил почему-то лебедя.

            В 1821 году был утвержден план города, но стал он претворяться гораздо позднее. В 1823 году город был жертвой пожара. Сгорело очень много домов и до 15 лавок с хлебом и разными товарами. Но благодаря выгодному положению на торговом пути Казань – Вятка город быстро отстроился.

Вот какую характеристику дали городу в 1838 году «Вятские губернские ведомости» (№13): «Нолинск, уездный город Вятской губернии, расположен по течению реки Вои, на правом берегу ее по скату горы, заслоняющей его от севера, и по географическому положению лежит под 57 градусов и 32 минуты северной широты и 67 градусов и 54 минуты восточной долготы. С восточной стороны обвивается рекой Возжайкою, а с юго-западной отделяется от своего предместья или слободы рекою Дубовкою, впадающими в Вою. Он со всех сторон, исключая юго-западной, закрыт горами, содержащими в себе неистощимый запас известкового камня и бесчисленное множество ключей прекрасной чистой воды… От С.-Петербурга отстоит в 1621, от Москвы – 1072, а от губернского города – в 135 верстах».

С ростом города росла и купеческая прослойка. Купцы строили большие дома, магазины, заводы. По статистическим данным 1873 года в городе Нолинске числилось купцов и мещан 1744, дворян, чиновников и попов 176 человек, крестьян 294 человека. В «Памятной книге Вятской губернии» за 1871 год о Нолинске говорится: «Фабрик в Нолинске нет, заводов насчитывается 14, из них 2 кожевенных, 3 салотопных, 4 пряничных и 5 водочных».

            После ужасного пожара 1865 года, уничтожившего весь город полностью, нолинчане ютились, кто как мог. Одни рыли землянки, строили курные избы. Предприимчивые купцы, такие как Парамоновы, Нелюбины, Гырдымовы, отстраивали светлые деревянные дома. Пожары на Руси одолевали не только малые провинциальные города, но и губернские, столичные. Екатериной II издается указ о строительстве в городах домов каменных и полукаменных, использовать для провинций специальные архитектурные проекты, крыши крыть железом, усадьбы и дворы обносить каменными стенами, чтобы в случае пожара огонь не перекидывался на соседнее подворье. При строительстве между домами соблюдать интервал, строиться по одной ровной улице – прошпекту, именовать его красивым названием.

            Основатели города, богатое купечество, стали приобретать пустующие земельные участки, преобразуя старые в красивые усадьбы, выстраивали двухэтажные дома, используя кирпич с местных кирпичных заводов. Архитектура домов проста – городская провинциальная застройка нижегородского стиля с использованием орнамента русских каменных и деревянных кружев. Для отделки наличников, вазонов и портиков использовался местный поделочный опочный камень. Самыми большими и богатыми усадьбами были усадьбы купцов Небогатиковых, Нелюбиных, Гырдымовых, Парамоновых, Злобиных, Рязановых, Маландиных, Стрижовых, Половниковых, архитектора Братухина (ДДТ, военкомат, д/сад «Василек», детский дом).

            Прибывшие в Ноли в числе первых, они имели преимущество на лучшие земельные участки, их дома строились в центре города, образуя торговые ряды. Это была центральная улица – Нолинская. На ней же строились дома городской управой. Это были казенные дома: Реальное училище, Городская управа, клуб купечества «Общество трезвости», аптека. Торговые ряды начинались от ул. Проломной (Фрунзе) и кончались мелкими лавочками по улице Поперечно-Бульварной.

            В Нолинске существовало несколько площадей. Между Николаевской (Карла Либкнехта) улицей и Нолинской (Ленина) находилась базарная площадь, где сейчас располагается городской рынок. На площади стояли крытые прилавки для продажи продуктов, приносимых крестьянами из деревень. Здесь можно было купить все: молоко сырое, вареное, топленое, масло сливочное, топленое, сметану; за молочным рядом шли рыбный, мясной, медовый, фруктово-ягодный. Базарными днями считались суббота и воскресенье. За рынком шла торговая площадь – «гончарная». В гончарном ряду выставлялись для продажи гончар, горшки, плошки для жаркого, кружки с блюдцами, блюда, умывальники мирские и староверские, чайники. Дальше по Хлебной улице (Коммуны) около домов купцов Липятских шла площадь конная, на которой можно было купить воз дров, мешок угля, кирпич и сено. Накануне праздников Пасхи, Троицы, Заговенья здесь устанавливалась карусель. Катались здесь на конях или в повозках под игру гармоники с бубенцами, балалайки и бубна. Билет стоил три копейки. Катались все: и взрослые, и дети.

            Следующая площадь была Успенская (около Успенской церкви). На ней стояли длинные соляные амбары, в которых хранилась соль купцов Нелюбина, Половникова, Небогатикова. На площади велась торговля скотом, лошадьми. Вдоль главной улицы находился дом купца Евлампия Ершова. Чтобы в базарный день было веселее, Ершов раскрывал окна, устанавливал граммофон и заводил веселую плясовую или «Вдоль по Питерской». Такими веселыми были в Нолинске базарные дни на широких базарных площадях. Товара было предостаточно, покупателей тоже, цены сходными, доступными и уступчивыми. Можно было товар купить в кредит – люди верили и доверяли друг другу. Базарный веселый гомон сливался с перезвоном церковных колоколов трех церквей – Успенской церкви, Николаевского собора и Всехсвятской кладбищенской церкви.

            Около кладбища также была площадь. На ней в престольный праздник «Девичье заговение» устанавливались торговые палатки, продавались глиняные игрушки – свистульки, откуда и ярмарка получила название «Свистунья». Это был яркий нарядный праздник, к нему девушки шили нарядные платья и сарафаны, надевали расписные платки. От самой речки Дубовки и до кладбищенских ворот располагались ларьки и ларечки. Приказчики с лотками на плечах зазывали покупателей отведать сладостей, подсолнечных жареных семечек, кедровых, китайских земляных и володских орехов.

            Всего в городе к началу ХХ века насчитывалось более 250 человек купечества, но наиболее предприимчивыми и состоятельными были торговые дома Небогатиковых, Гырдымовых, Половниковых, Суслопаровых, Поскребышевых, Маландиных, Парамоновых, Коробковых, Нелюбиных, Грачевых, Шишкиных, Кокориных, Стрижевых, Кощеевых, Рязановых, Буровых, Назаровых, Ершовых, Думкиных и так далее.

                                   

Укажите основной текст истории муниципального образования. Примерно от 300 до 2000 символов.

Документы

Документы не выбраны

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie